КЛФ «Запределье»
Официальный сайт клуба любителей фантастики г. Воскресенска. (v.2.0)
Вернуться к современной версии
Новости  |  Библиотека  |  Галерея  |  Гостевая книга
БСА, ВиУ

Ночной тайфун

— Рассветные Башни сгорели, <…>.
Ярл пал, защищая их. С мечом в руках.
Его голову унесли с собой воины Витгольда.

Владислав Русанов
«Горячие ветры севера»
Книга 1 «Рассветный шквал».

Эти книги я взял совершенно случайно. Шел обычный клубный тусняк. Кто-то сдавал прочитанное, кто-то, напротив, просил ему (ей) что-нибудь записать. Я, вроде бы, стоял в стороне. Ну не так, чтобы очень уж в стороне — читальный зал-то у нас тесный, пожалуй, выше, чем шире, да и длиной его архитекторы обидели. Так, что эту фразу, предназначенную не мне, услыхал совершенно случайно. Что-то вроде «слишком уж жестокая…» или что-то подобное. Это-то меня и зацепило.
Все знают, что БСА — тварь жестокая и кровожадная. Многие еще помнят, как я призывал зачищать планеты, пораженные вирусом десколады, и, несмотря на все усилия О. С. Карда, так и не изменил своего мнения. и вообще, люблю я приключения — те, конечно, что не со мной происходят. А подайте-ка сюда героя! А вот так ему, а вот еще этак! Как сказал некий Виктор Суворов «Был чудный весенний расстрел…» Молодец, автор, хорошо излагаешь!
Итак, я услышал что-то о жестокости и бросил заинтересованный взгляд на обложку этого трехтомника. Или трехкнижия? Неважно. Все три обложки украшали собой мужественные герои (и даже одна героиня), озброенные по последнему слову средневековой техники — от кирки до двуручных мечей.
На первом плане, понятное дело, персонажи покрупнее — некто остроухий, в художественно выполненных доспехах, весь в шрамах и благородной седине. Эльф? Рядом — патлато-бородатый мужик со зловещим оскалом на лице и той самой киркой в руках. Ну, тут все понятно. Наши в городе! Благородная леди — ярлесса, в роскошном меховом плаще, небрежно наброшенном поверх кольчуги. Благородный принц — тоже в плаще поверх доспехов, и с широченным мечом.
Ну, а на заднем плане — простые воины. Размером помельче, судьбой попроще. Мелькнуть пару раз на страницах, сойтись в великой битве друг с другом — и пасть на поле брани… или скончаться в муках от гангрены, от страшных ран, от копыт своей же конницы. А вы как думали? «Что ни век — то век железный» — правильно сказано, вот только, не помню, кем. Кто пограмотней, подскажите!
И, как завершение всей картины, в углу каждой обложки — эмблема: «Мужской клуб». Вполне законно. Не все же Репкам мечами махать! Книги были озаглавлены несколько претенциозно: «Рассветный шквал», «Полуденная буря», «Закатный ураган». А вот имя автора — Владислав Русанов ровно ничего мне не сказало. Но не беда! Первого слова и первого взгляда мне оказалось достаточно, чтобы взять эти книги.
С неделю они просто валялись на полке — у меня было, что почитать. Но вот приступил я и к русановскому трехтомнику. Открыл. Прочитал первые строчки пролога и понял: впечатление не обмануло. Это — для меня! Первый же персонаж, встреченный в книге, не прожил и шести страниц. А это был мирный селянин!
Впрочем, лучше изложить все по порядку. Перед нами некий континент. Карта на форзаце отсутствует — о, где вы, традиции фэнтэзи?! На нем раскинулась обширная человеческая империя, со множеством приграничных земель, а к северу от нее, в неприступных горах — королевство сидов — тех самых, остроухих, коих я сперва принял за эльфов. Между империей людей и сидами — три приграничных человеческих королевства. Вот там — то, на границе, и происходят основные события. Нет, я не буду пересказывать сюжет. Не бойтесь и не надейтесь. Характеристику трилогии Русанова постараюсь дать самую краткую.
Прежде всего замечу, что мир выписан чрезвычайно достоверно, подробно но ненавязчиво. Масса деталей, всегда приведенных к месту: пословиц и оборотов речи, элементов одежды блюд, воинского мастерства или политических интриг — все это с первых страниц создает впечатление. Что ты уже давно живешь в этой стране. Все просто и знакомо. «Я сам это придумал» — говорит в таких случаях один мой знакомый литературовед. Но при всем при этом столь хорошо узнаваемые детали автор подает в таких необычных сочетаниях, что ты не можешь сказать, что именно последует за тем или иным эпизодом или описанием. А потому не скучно. Я не впервые встречаю в книгах подробнейшие описания миров, построенные на выдернутых из нашего мира элементах, не впервые встречаю и совершенно оригинальные конструкции. Но такое вот сочетание необычного с узнаваемым видеть доводится редко. Мир хорош, мир вкусен!
Люди. Их много! Такого количества персонажей иному автору хватило бы на целую книжную полку! и все они выписаны также до предела достоверно. Характерно! и не сразу понимаешь, кто именно из них главный. Я определил главным человека по имени Молчун — потому, что это от его имени ведется повествование. Но, боже мой, сколько еще там резных персонажей! и хоть не каждый, даже не каждый второй, но каждый пятый тянет-таки на главного. Сколько творится в этом мире такого, чего не видит и не знает этот главный герой! Зато читатель видит и знает все. Он переносится от одного королевства к другому, из замка в хижину, от разбойничьего костерка в лесу — в императорский дворец, оттуда — в высокогорные замки сидов. и везде что-то происходит!
Вот так мы и перешли к сюжету. Сюжетных линий несколько. Везде — власть и политика, у всех свои интересы. Кто-то бежит, кто-то догоняет («Зритель любит детективные фильмы!»). У кого-то не хватает власти, а кто-то едва может ее удержать. Купцы хотят прибыли, разбойники — добычи, воители — славы, обиженные — мести. и все это кипит и бурлит, автор показывает нам то один эпизод, то другой, и мы в нетерпении глотаем страницы, жадно следя за перипетиями сюжета. Отдельные его нити переплетаются, поскольку ничего в мире, где дуют с севера горячие ветры, не происходит просто так. Иногда мы ныряем в историю, увидев что, происходило с народами и отдельными их представителями в стародавние времена. Это одновременно делает полнее картину мира и создает новые повороты сюжета, за которыми так интересно наблюдать.
В целом повествование охватывает период времени чуть больше одного года — это если не считать отдельных экскурсов в историю. с ними — несколько столетий. По насыщенности повествования книга не уступает знаменитому «Властелину колец» — а с ним, как с эталоном, сравниваю новые произведения фэнтези не только я. По занимательности повествования «Шквал», «Буря» и «Ураган», пожалуй, даже превосходят эпопею Дж.Р.Р.Т.
Читал я взахлеб. Не спал ночами! Даже на работу однажды поехал, не сомкнув глаз за всю ночь. Это что-то да значит, ведь я считаю себя великим скептиком и мало какой книге удавалось так меня захватить. Последней были «Рыцари сорока островов» тогда еще подающего надежды Лукьяненко, а до этого — «Поселок» Булычева. Были, конечно, и другие, не менее достойные книги, но русановская трилогия даже на их фоне особенно хороша.
Я получил от чтения трилогии Владислава Русанова огромное удовольствие, чего искренне желаю всем, кого заинтересует это замечательное произведение.

Владислав Русанов.
Трилогия «Горячие ветры севера»:
«Рассветный шквал», «Полуденная буря», «Закатный ураган».

Новости  |  Библиотека  |  Галерея  |  Гостевая книга