КЛФ «Запределье» Официальный сайт клуба любителей фантастики г. Воскресенска. (v.2.0) Вернуться к современной версии |
Новости | Библиотека | Галерея | Гостевая книга |
Ольга Пивоварова
Частное мнение о кинофильмах «Чужие 1 — 4» В плане кино я человек абсолютно безграмотный. Известные блокбастеры смотрю через некоторое количество лет после премьеры. Всё это похоже на свет далёких звёзд, который приходит на Землю через миллионы лет. И не надо делать большие глаза и сочувственно качать головой. В мире, как известно, нет идеальных людей, а на солнце тоже бывают пятна. С другой стороны, какой приятный повод для одних членов КЛФ поехидничать в мой адрес, а для других, истинно благородных душ, заняться ликвидацией моей кинобезграмотности. Что и делает наша увважаемая Марина Владимировна, регулярно снабжая меня фильмами, чьи премьеры уже состоялись. И сейчас, ликвидировав пробелы в своём образовании процентов на 70, в ответ на вопрос Председателя:
— А что вы вообще смотрите?
Честно глядя ему в глаза, могу правдиво и гордо ответить:
— То же, что и вы.
Здесь у нас, правда, возникают несостыковки. Позвольте пример. Однажды, наш серый кардинал, прослушав моё мнение по поводу романов Хольм ван Зайчика, заметил: «Похоже, мы читали совершенно разные книги» .
Возможно, и на этот раз Великий и Ужасный выскажется в том же духе, а Председатель молчаливо его поддержит. Тем не менее, не могу скрыть от общественности своего мнения по поводу фильмов «Чужие» , премьера которых для меня состоялась месяц назад.
Итак, основа всех четырёх фильмов одинакова: героическая барышня офицер Эллен Рипли сражается с чудовищами, оберегая покой Земли и спасая человечество. Но ведь это канва, сухой остаток. Настоящий мастер всегда найдёт краски, чтобы вышить по этой канве собственное оригинальное, выстраданное произведение. В результате, у кого-то получается художественная гладь, у кого-то гобеленовый шов, а у кого-то традиционный крестик. Это я по поводу техники изготовления шедевра. Что же касается сюжетных поворотов, ветвящихся как плющ по стене средневекового замка, тут говорить нечего, фильмы вышли яркие и абсолютно разные. Каждый из четырёх создателей удивлял, поражал, обаял, волновал публику необычными историями, потрясающими эффектами, колоритными костюмами, гримом и прочим, чего несть числа в современной киноиндустрии.
В 1979 году Ридли Скотт осчастливил мир первым вариантом великой истории. Напомню сюжет. Это ведь я посмотрела фильм несколько недель назад, другие всё это видели давно. Грузовоз «Настрома» везёт домой 20 тонн обогащённой руды. Команда в количестве 7 человек выходит из гиперсна где-то в середине рейса. Выясняется, что компьютер получил сигнал о помощи. Команда отправляется на далёкую планету, где встречается с кораблём неизвестной цивилизации. Зародыш таинственной жизни проникает на корабль в теле одного из членов экипажа. С этого момента начинается медленное уничтожение людей инопланетянами. В живых остаётся одна Рипли.
По сравнению с остальными фильмами, в первой истории о чужих мало действия, мало диалогов. Во время длинных эпизодов зрители рассматривают звездолёт чужих, пустые коридоры земного корабля, где скрывается монстр, несущий смерть всему живому. Длинные паузы нужны режиссёру, чтобы привлечь внимание зрителя к сложной проблеме: нравственному выбору в условиях, когда, кажется, выбора нет. Что делать, когда в корабль несут члена экипажа, укушенного инопланетным существом? С одной стороны есть инструкции, требующие 24 часа карантина, а с другой ясно, что раненый умрёт через сутки, если не оказать ему помощь в медотсеке корабля. В фильме немало таких тупиковых ситуаций.
У Рипли, точнее у Скотта, чёткая система приоритетов, позволяющая решать подобные нраввственные задачи. На первом месте человечество, затем, по нисходящей, группа людей, один человек, животное. Исходя из этой схемы, офицер Рипли всегда делает жёсткий выбор. Она готова не пустить на борт раненого, заботясь о команде, и, не колеблясь, взорвёт корабль, заботясь об интересах человечества. Офицер Рипли предстаёт перед зрителем в облике идеального героя, который не знает ни страха ни упрёка. Правда, мне этот идеальный герой напомнил робота, андроида, который действует согласно заложенной в него программе. Думаю, Скотт испугался, что такой герой ужаснёт зрителя. Поэтому вместо накаченного космического волка на экране появляется хрупкая Сигурни Уивер, что смягчает ситуацию (женщина существо по определению слабое, жалостливое, гуманное). С этой же целью в фильме появляется персонаж второго плана — рыжий кот, его Рипли спасает в последние минуты фильма, то есть в последние мгновения перед взрывом корабля. Этакий лёгкий штришок, который даёт понять зрителю, главный герой не лишён человеческих слабостей, он добр и гуманен.
Всё остальное мало интересует режиссёра. Проблему взаимоотношения человека и техники Скотт решил просто и красиво. Машина — это зло по определению, ждать от неё чего-либо хорошего — безумие. Вот почему Иудой, обрекшим команду «Настрома» на гибель, становится доктор Аш, андроид, все остальные члены команды — люди, и они, естественно, герои.
Присутствует в фильме, правда, вторым планом, и примитивная идея деления мира на плохих и хороших героев. Хорошими ребятами, естественно, являются Рипли и её друзья, а плохими — корпорация, то ли создавшая Чужого, то ли знающая о нём и мечтающая приобрести экспериментальный образец любой ценой.
Но эта второстепенная идея позволила сюжетно обыграть историю «Чужих-2» , снятую в 1986 году Джеймсом Кэмероном.
Через 57 лет несчастную Рипли находят спящей в космическом ботике, и пробуждают от гиперсна. Объявленная почти сумашедшей, она работает грузчиком в космопорту. Несмотря на то, что несчастную мучают кошмары и депрессия, как только Рипли узнаёт, что компания отправляет на планету спасателей, так как сведений о людях поселившихся там давно нет, она спешит на помощь несчастным вместе с отрядом наёмников.
Кэмерон продолжает раскрывать идею Скотта о Рипли — спасительнице человечества и идеальной героине, но усиливает женскую, гуманную сторону идеального героя. В новом фильме нет идей Скотта о приоритетном выборе, наоборот, Рипли готова идти на смертельный риск ради спасения беззащитных людей. В «Чужих-2» Рипли не робот, а скорее сэр Ланселот, который, как и подобает настоящему рыцарю «выступает, чтобы защитить несчастных, оставляет все свои дела, если хотя бы одному человеку в мире приченено зло» . Фильм Кэмерона — работа человека, который не только высказывает иные, нежели Скотт, идеи, но и пользуется иными методами для их воплощения. В его фильме не остаётся и следа от философской неторопливости Скотта. Действие динамичное, стремительное. Там, где у Скотта действуют люди, яркие индивидуальности, со всеми своими слабостями и несовершенствами, у Кэмерона появляются типажи, сыгранные не менее талантливо. Чего стоит хотя бы сержант, огромный негр. Очнувшись от гиперсна, он первым делом раскуривает сигару, так и ходит по кораблю в трусах, с сигарой и в фуражке. А наёмница Васкес, подтягивающаяся на турнике и демонстрирующая зрителям свои бицепсы, в то время как мужчины, ёжась от холода и поджимая босые ноги, бредут в душевую. В финале фильма она героически умирает, мстя Чужому за гибель любимого мужчины. Действия этих героев легко просчитываются, в то же время они зрелищнее, эффектней. Если можно так сказать, фильм Кэмерона более массовый, а Скотта — элитарный. Философия фильма Кэмерона упрощена до предела: хорошие парни спасают мир от всякой погани. Рипли из человека, делающего нравственный выбор, превращается в волчицу, защищающую потомство. Не женщину, мать, чей характер многогранен, в нём можно найти всё, от ненависти к врагу, убивающему её ребёнка, до жалости и сострадания к этому же врагу, но уже поверженному. В «Чужих-2» Рипли — самка, которой движет только инстинкт самосохранения.
Кстати, Кэмерон решает проблему «человек — наука» со знаком плюс. В его фильме андроид Бишоп честен, благороден, и по своим нравственным качествам стоит выше многих людей.
В «Чужом-3» , появившемся на экране в 1992 году приключения Рипли-воительницы продолжаются. Действие фильма происходит на планете Фурия, которая является колонией для особо опасных преступников. Туда после катастрофы приземляется космический бот Рипли. Её спутники, лейтенант и девочка, погибают. Зато выживает чужой, который успел изнасиловать Рипли, пока она находилась в гиперсне.
Режиссёр Дэвид Финчер продолжает идти дорогой проложенной Кэмероном и доводит идею индивидуализма до абсурда. Все, кто представляет собой государство, начальник колонии, надсмотрщики, учёные, которые приезжают за Рипли, являются плохими парнями. Хорошими, кроме самой Рипли, оказываются особо опасные преступники. Именно они — образец высокой нравственности, гуманизма, для них характерно чувство ответственности за человечество. Погибнув героической смертью, хорошие герои уничтожают чужого, не дав плохим учёным сохранить его в качестве подопытного экземпляра на горе себе и всем землянам. В финале фильма Рипли, поняв, что несёт в себе жизнь чужого, бросается в расплавленный металл. Эпизод напоминает знаменитый финал «Терминатора-2» . Там где великий Арни, скрываясь в море бушующего огня, произносит своё заменитое «Асталависта, бэби» .
Казалось, тут и сказочке конец. Но нет, Рипли оживает в 1997 году в фильме Жана-Пьера Женне «Чужой-4. Воскрешение чужого» .
В научном центре, расположенном на космической станции. Безумные учёные хотят создать чужих. Клонированная Рипли даёт жизнь одному из монстров, но и сама приобретает некоторые черты чужих, даже испытывает материнские чувства к детёнышу. Одновременно, где-то в галактике группа роботов, ставших независимыми от человечества, ведёт борьбу во имя будущего счастья и справедливости. Будущее счастье роботы видят в уничтожении человеческой науки. С этой целью в научный центр тайно отправляется андроид-террорист. Дальше всё как обычно, монстры вырываются на свободу и начинают заниматься своим любимым делом. В живых, конечно, остаётся непотопляемая Рипли. В этот раз вместо рыжего кота или симпатичный малышки она спасет девушку-робота. Уничтожив врагов человечества, победительницы возвращаются на землю.
Три проблемы интересуют режиссёр Женне:
1. Могут ли робот и человек существовать на равных?
2. Наука — это ужас и кошмар человечества или его спасение?
3. Может ли человек понять чуждый ему разум?
Все проблемы решаются в духе модной сейчас толерантности, лозунг «Мир спасёт любовь» пронизывает весь фильм.
Рипли, ставшая наполовину монстром, и андроид, наполовину человек, наполовину машина, чувствуют и действуют как люди и во имя людей. Они спасают человечество, круша чужих направо и налево, но жалеют детёныша чужих, в котором есть человеческая кровь. Неважно, как человек выглядит, главное, что он чувствует, как ведёт себя. Что касается науки, то она своё дело сделала, все нужные человечеству законы открыла, и теперь превратилась в зло. Здесь Женне доводит до логического конца сюжетную линию о плохих учёных, которые то ли создали Чужого, то ли пытаются использовать его в своих интересах
Фильму Женне не хватает философской глубины Скотта, зрелищноости Кэмерона. Фильм получился еввропейским, с характерным для умирающей цивилизации самокопанием доходящим до извращения, чего стоит детальный показ уродов в лаборатории. Проблема в том, что самокопание несовместимо с общей идеей, сюжетом фильма. «Чужие-4» выбиваются из общего ряда и подтверждают всем известное правило: вторые, третьи и четвёртые истории, а так же все последующие хуже первых. Оригинал всегда интересней копии.
|
Новости | Библиотека | Галерея | Гостевая книга |