КЛФ «Запределье»
Официальный сайт клуба любителей фантастики г. Воскресенска. (v.2.0)
Вернуться к современной версии
Новости  |  О нас  |  Библиотека  |  Галерея  |  Гостевая книга
Ольга Пивоварова

Размышления по поводу книг К. С. Льюиса.

Интервью с О. Г. брала О. Г.

— Как произошло ваше знакомство с творчеством Клайвом Стейплзом Льюиса?

Это произошло вскоре после празднования Нового года, в самое подходящее время для сказочных историй. Именно тогда я увидела фильм «Хроники Нарнии», чудесную сказку, в которой добро побеждает зло. В сказке, как и полагается, были прекрасные принцы и принцессы, добрые и злые волшебники, говорящие звери, мифические существа (фавны, кентавры, фениксы). Всё это мне очень понравилось, в глубине души я сентиментальный романтик, но тщательно скрываю это от окружающих. Фильм был просмотрен, обсуждён и, казалось, на этом знакомство с волшебной страной Нарнией и её создателем Клайвом Стейплзом Льюисом закончилось. Но звезды повернулись иначе. Через пару недель после премьеры позвонил Великий и Ужасный. Счастливым голосом он сообщил, что купил роман «Хроники Нарнии» и ждёт от меня рецензии. Между делом он небрежно уточнил, что на экран попала одна седьмая произведения Льюиса. Время было позднее, хотелось спать, и я неосмотрительно согласилась с коварным предложением отца-основателя нашего клуба.

— В чём же состояло коварство?

Когда вы увидите книгу, вы поймёте, что привело меня в ужас.

— Я помню, что роман толстый.

Не просто толстый, а ужасно толстый, 800 с лишним страниц, правда, с картинками. В последнее время мне везёт на толстые книги. Друзья и знакомые наперебой торопятся осчастливить меня очередным увесистым фолиантом. А может, друзья здесь не при чём, просто наступило такое время, когда писатели и издатели стали предпочитать что-то солидное, универсальное в использовании. Хочешь набраться умных мыслей, читай, а желаешь накачать мускулы, используй, как гантели. Или есть ещё замечательное упражнение для манекенщиц: берём одну толстую книгу…, впрочем, об этом как-нибудь потом.

— Что же вас сподвигло на подвиг чтения толстого романа?

Любопытство. Оно, как известно, погубило кошку. Со мной произошла та же история. Сначала я посмотрела фильм, затем в журнале «Если» появилась коротенькая статейка о Льюисе и его отношениях с Толкиеном. Оказывается оба автора были учёными филологами, преподавали в Кембридже, интересовались средневековой мифологией, сблизились на этой почве и даже посещали одно и то же общество «Инклинги». Но потом Толкиен и Льюис поссорились. Дружеские отношения так и не восстановились. О причине спора автор статьи говорил весьма смутно, намекая на религиозные разногласия, возникшие из-за романа Льюиса «Хроники Нарнии».

— Неужели этого было достаточно, чтобы возбудить ваше любопытство?

Конечно. Ведь в фильме я не увидела никакого христианского подтекста, за исключением упоминания Рождества, которое не приходит в Нарнию уже долгое время. Скорее, можно говорить о языческих мотивах: колдуны, волшебные чары, жертвоприношения, фавны, говорящие деревья. Так что, если смотреть только фильм, предмет ссоры двух писателей продолжает оставаться таинственным. Да и читая хронику «Властелин колец», трудно поверить в трепетное отношение к христианству Дж. Р. Р. Толкиена. Ведь в его творениях христианские мотивы явно не присутствуют, да и язычество служит лишь фоном, которое оттеняет мужество и героизм простых существ, защищающих Отечество. В общем, предмет спора, а затем и ссоры двух уважаемых писателей и учёных был неясен, а неясностей я не люблю, поэтому пришлось засесть за чтение.

— Прочитав все 800 с лишним страниц «Хроник», вы поняли, в чём претензии Дж. Р. Р. Толкиена к К. С. Льюису?

Думаю, да. Льюис создал ещё одну вариацию о христианском Боге для детей. А чтобы было интересней, Христа он заменил львом Асланом. Мудрый лев всё знает, все понимает, читает в душах простодушных людей и животных их тайные желания, а иногда помогает осуществить их. Этому богу нравиться играть с пространством, создавать параллельные миры, время в которых течёт с разной скоростью, что позволяет главным героям, посещая Нарнию, оказываться в ней спустя столетия после предыдущего посещения, тогда как для них со времени последнего посещения проходит несколько месяцев, в крайнем случае, лет. Забав со временем и пространством Аслану мало и он создаёт рай, который населяет реальными и мифическими существами, созданными природой и фантазией людей. Попасть в Волшебную страну могут только дети и те взрослые, которые верят в Аслана. В первой книге рассказывается о создании идеального мира, в котором уже существует зерно конфликта, который приведёт этот прекрасный мир к гибели. Все последующие книги так или иначе связаны с возможной гибелью Нарнии и её чудесном спасении благодаря отважным героям и всезнающему и всемогущему Аслану. Во всех историях присутствует мораль: каждому воздастся за грехи и труды его. Во всех историях обязательно присутствует раскаявшийся и обретший чудесное спасение грешник. Финалом любой истории является уход от цивилизации, которая представлена вместилищем всевозможных пороков, в патриархальный мир всеобщей любви и благости.

— Что же здесь плохого?

Всё дело в том, как создан этот мир. Современная литература знает немало попыток создания несуществующих времён (Толкиен, Желязны). Мало создать мир, нужно ещё, чтобы в него поверил читатель. Читая Толкиена, веришь в существование придуманного им мира. Недаром в Толкиена играют до сих пор во всех уголках планеты. Мир Льюиса не настоящий, он выглядит так же аляповато и безвкусно, как пластмассовый цветок рядом с живой розой. Мир Толкиена рождён с улыбкой счастья, а мир Льюиса придуман натужно, его морализаторство вызывает раздражение.

— Вам не понравились хроники Нарнии?

Мне не понравился авторский текст, но очень понравился фильм. Редкий случай, когда вторичное произведение оказывается лучше оригинала.

Новости  |  О нас  |  Библиотека  |  Галерея  |  Гостевая книга