КЛФ «Запределье» Официальный сайт клуба любителей фантастики г. Воскресенска. (v.2.0) Вернуться к современной версии |
Новости | Библиотека | Галерея | Гостевая книга |
Леонард Поляков
Размышления о романах «Метро 2033» — «Метро 2034» Наверно, Глуховский первым поднял тему ядерного апокалипсиса именно на территории России.
До него Б. аль Атоми поднял тему просто распада страны, но так чтобы темой было именно физическое выживание в условиях полного уничтожения цивилизации — это впервые.
В «метро 2033» сразу передается напряжение той небольшой группы людей, которая пытается выжить… это нравится… автор не пытается размышлять о судьбах всего человечества, а сразу погружает читателя в мир людей у которых одна мысль «прожить еще полчаса, потом еще час»…
На войне жизнь человека, наверно, измеряется понятиями «бой» и «в перерыве между боями», то есть, есть возможность передышки.
Глуховский показывает жизнь без передышки.
Метро стало домом. Но это дом, который каждый день грозит своим обитателям разрушением и смертью. И уйти некуда. Можно только пытаться выжить, еще хотя бы один час или день.
Жизнь вернулась в свое состояние от начала веков — выжить сейчас, чтобы дожить до завтра, а потом прожить еще день… ради этого можно и нужно пойти на все…
Ядерный апокалипсис породил такие виды жизни, которые невозможно представить, и которые никогда не могли бы встретиться человеку в условиях его нормальной эволюции.
Глуховский заставил человечество бороться за выживание с такими, созданиями, конкурировать с которыми он не может… и такая среда порождает новых людей, задача которых именно воспитать и культивировать в себе нечеловеческие качества… я говорю об Ордене Наблюдателей, задача которых в защите сообщества любой ценой, даже ценой сознательного уничтожения части этого сообщества…
Ни одна популяция живых существ не способна пойти на сознательное уничтожение своих сородичей …люди готовы уничтожать других людей тоже только ради личных интересов, как это показано у того же Атоми, но создание «санитарной службы» ради выживания вообще общества…
На мой взгляд, такое отношение к человеческой жизни говорит о следующей позиции автора: «или человек выживает таким, какой он есть, и именно такой он считается человеком, или он погибнет…».
Уничтожение новой расы людей — «черных» в «метро 2033» ясно показывает готовность автора (это ведь его мысли, не так ли?) пожертвовать человечеством если оно не сможет сохраниться таким как есть… все остальное будет уступкой природе и эволюции…
Все правильно — Хозяин Природы, каким привык себя видеть человек так и должен себя вести — «или, по-моему, или никак», и в это «никак» входит и коллективная готовность погибнуть, если выхода не будет…
Поэтому в романе на первом месте именно такие Сверхлюди как Хантер, Мельник… другие могут только равняться на них, стараться быть похожими…
Хантер…
Лично меня не отпускает мысль о том, что Хантер чувствует обреченность людей, ведь каждое новое поколение тех, кто рождается в метро все мельче, слабее…
Автор не случайно показывает жизнь в Метро спустя 20 лет после Катастрофы… жизнь в Метро держится на тех, кому в Начале было по 25—30 лет… они были сильны и молоды…благодаря этому они и держатся уже 20 лет…сейчас это мужчины на пике своей силы … но они уже прожили больше чем может прожить человек в таких условиях…
А кто придет им на смену? И как долго сможет существовать само Метро?…
То, что не говорит, но чувствует Хантер, автор передает устами старика Гомера…
Гомер…
Если Хантер говорит действиями, то Гомер именно словом… он нужен в романе…
Гомер, в «Метро 2034», говорит о том что разрушение культуры и цивилизации неизбежно…ведь знания будут утрачиваться… кто будет восстанавливать турбины на Севастопольской после смерти тех, кто еще видел мир до Начала?
Мир человечества и его потребности сужаются…
…грибы, свинина, поесть… отбиться от атаки мутантов сегодня… единственная тема разговора — вчерашняя атаки нечисти, или новости с соседней Станции…
Полис…
Последний очаг цивилизации… уже появились касты…информация и знания уже превращаются в свод легенд, табу, притч… То что вчера было сказкой, сегодня уже ничем не отличается от реальности, во всяком случае, для людей нет разницы… они уже ищут Изумрудный город…
Метро напоминает человека, который болен гангреной, и чтобы выжить, он отсекает себе понемногу части тела… старается не думать о боли… а потом и вообще не думать… а потом он захочет умереть…
Саша…
Если бы она выжила, автор изменил бы себе и смыслу всего романа… если могло бы существовать счастье для Саши и Хантера — значит, Выход есть… значит, Гомер не зря надеется на лучшее в людях… но Метро — это Кольцо, круг замкнулся… Выхода нет… и для таких как Саша — смерть является лучшим выходом.
Станция Севастопольская…
Маленькая подземная Спарта… ее судьба — это лучшее доказательство того, что уходить некуда…и пожалуй именно «севастопольцы» имеют шансы выжить, если выжить вообще возможно… они монолитны, там даже женщины — бойцы… каждый мужчина — солдат, а каждая женщина — мать солдата…
Цитата:
«Столкнувшись с тем, что приходилось ежедневно выдерживать обитателям Севастопольской, жители любой другой станции наверняка и не подумали бы ее оборонять, бежав оттуда, как крысы из затапливаемого туннеля. Даже могущественная Ганза — союз станций Кольцевой линии, — подсчитав все расходы, вряд ли решилась бы бросить необходимые силы на защиту Севастопольской…».
А вот еще цитата:
«Вот и все. Сейчас створка медленно поедет в сторону, а через пару минут сорок тяжеловооруженных севастопольских штурмовиков ворвутся на Тульскую. Любое сопротивление будет подавлено, и станция будет взята в мгновение ока…».
История Севастопольской, на мой взгляд, это ключ к понимаю отношения автора к миру Метро.
Метро и Севастопольская — это не Спарта… это история 300 спартанцев в Фермопильском ущелье… Уходить некуда… Но и умирать не хочется… нельзя…
Вся жизнь Метро — это ожидание смерти и ожидание такого момента, когда Жизнь не жалко будет разменять на Смерть…
Возможно, именно ожидание Смерти и готовность ее встретить помогут выжить…
© Леонард Поляков, 2009
|
Новости | Библиотека | Галерея | Гостевая книга |