Краткий
курс истории "Старого Фантагрыза"
Дорогие читатели!
Длительный перерыв в издании "Старого Фантагрыза" наконец-то
закончился, и редактор бесконечно рад вновь приветствовать вас на его
страницах. Возобновляя издание спустя два года, хочу бросить короткий
взгляд в прошлое: чем был журнал тогда, и чем он стал теперь?
Ровесник "Запределья", "Фантагрыз" был плодом коллективного
творчества, смелым экспериментом энтузиастов в 1999 году на заре клуба!
Первые три номера помечены копирайтом Lit & Soft , в качестве редактора
и издателя были представлены соответственно С.А. Белеванцев (ныне БСА)
и А.В. Верещагин (ныне BUG) тогда еще без всяких псевдонимов. Авторами
материалов для "Ф" прозы, стихов,
рецензий стали сами КЛФ-чане, они же были его основными читателями. В
журнал вкладывали свои силы все, кто только мог, по крупицам собирали
материалы, его верстали на компьютерах, распечатывали, рисовали, писали
от руки, набивали на механических пишущих машинках, множили на ксероксе!
Здесь хочу особо поблагодарить Марину Владимировну Васильеву, приложившую
немало усилий как к перепечатыванию материалов из неудобочитаемых авторских
рукописей, так и к размножению единственных экземпляров журнала. Тираж
измерялся единицами, но большего и не нужно было (хотя и не все разделяли
такое мнение кому-то хотелось больших тиражей). А сколько радости доставлял
авторам каждый новый номер! Тут, конечно, я должен заметить, что читатели
(то есть те, кто не принимал участия в создании) не всегда разделяли восторги
издателей, мы слышали в свой адрес немало справедливой критики, и кое-какие
из недостатков пытались исправить. Журнал рос и креп. Появлялись свои
традиции, постоянные авторы, в оформлении обложки использовались и компьютерные
заготовки, и оригинальные авторские рисунки.
По замыслу, каждый новый номер журнала должен был выходить к очередному
заседанию клуба, но не всегда это получалось. Часто материалов не хватало.
О, как трудно было выдерживать строгую периодичность! Это удавалось далеко
не всегда, отсутствие очередного номера пытались хоть чем-то прикрыть,
так у "Фантагрыза" появилось приложение "Иные Миры"
, позже выросшее в самостоятельное издание, уже с другим коллективом авторов.
Первый выпуск "ИМ" заменил собой так и не вышедший шестой номер
"Фантагрыза", во всяком случае, никакого другого издания под
таким номером в это время не появилось.
Но всему хорошему приходит конец. Как уже говорилось выше, журнал был
коллективным, а даже малый коллектив подобен океану. Его подводные течения
раскололи первобытный материк на две части своеобразные Старый и Новый
Свет, которые со временем все дальше и дальше уходили друг от друга. Пролив
все ширился, бури не утихали, в реве вулканической лавы вставали из океана
новые острова. Собственно "Фантагрыз" в это время все еще издавался
в конце 1999 года вышел седьмой номер под редакцией небезызвестного РС
(Psychical Coprocessor) и в издании BUGa, а в январе 2000 появился и номер
восьмой. Он же, по всей видимости, стал и последним напечатанным журналом
с таким названием с этого момента материк "Фантагрыз" стал достоянием
легенд.
Новым
Светом клубной периодики стал "New Фантагрыз" издательства МИД
МОБИ publishing . Журнал достаточно толстый и состоящий, помимо работ
членов клуба, из найденных в Интернете материалов. Особо хочется отметить
публикацию на его страницах подробной хронологии клубных заседаний. В
течение первого года издания (т.е. 2000 года) редактором "NФ"
плодотворно работал Илья Алексеев. Название издательства МОБИ publishing
и эмблема в виде New Фантагрыза встречается на обложке "NФ"
с шестого номера за 2000 год.
В
2001 году вышел всего один номер, обозначенный как ╧ 1-┘, редактор которого
скрывался под псевдонимом Феникс (Игорь Крючков). В следующем же году
издание прочно взял в свои мощные руки главред издательства Виктор Бушмин,
выпустивший в 2002 два и в 2003 тоже два (пока) номера.
Приложения "Иные Миры" со второго по четвертый номера помечались
копирайтом "@.RU.Publishing" , рубрику "от редактора"
вел Илья Алексеев, он же редактировал и номер пятый, на котором уже красовался
логотип МОБИ publishing. Шестой номер остался без выходных данных, а седьмой
выпуск помечен рукой В. Бушмина. Здесь печатались разнообразные произведения,
в основном саги, повести, т.е. вещи более крупной формы, чем рассказ.
Среди них особенно хочу выделить сагу "О том, как Лень изгоняли"
принадлежащую перу Генератора Идей оригинального автора, к сожалению редко
балующего клуб своими произведениями (и посещениями тоже).
Месяц март 2002 года ознаменовался появлением нового клубного журнала/альманаха
"Притаившийся Ужас". Под маркой "Редакторский склеп"
стояли псевдоним Йог-Сотот и имя Алексей Шленков. Содержание вполне соответствовало
названию: журнал/альманах содержал произведения жанра horror и статьи
к ним. Последующие выпуски, хотя и состояли из работ именитых мировых
писателей (в основном Лавкрафта) и не менее именитых клубных критиков,
совершенно не имели выходных данных. На обложках, кроме названий стояли
только номера и года выпуска, дописанные шариковой ручкой. По ним можно
судить о выходе до апреля 2003 года всего четырех номеров. По крайней
мере, именно столько мне удалось найти в клубной библиотечке.
А
теперь, осмотрев оба архипелага, вернемся к обзору истории, собственно,
"СФ". Не приняв новых веяний (в особенности, перепечатки материалов
из Интернета), я выбрал вариант небольшого, полностью авторского и, по
возможности, рукописного журнала. Таким и стал с 2000 года "Старый
Фантагрыз" Старый Свет "Запредельной" журналистики. Еще
одной причиной перехода на рукопись стало отсутствие у меня своего компьютера
для верстки, а работа на чужих машинах была сопряжена с некоторыми неудобствами,
как для меня, так и для владельцев этих машин. Поскольку число издателей-редакторов
"СФ" сократилось до одного, а то же количество авторских материалов
теперь пришлось делить на два журнала, объем издания сократился почти
втрое. Но журнал приобрел новый облик: горизонтальную (альбомную) ориентацию
страниц, новый фирменный значок (череп над книгой) by Шлёнкофф .
В 2000
году вышло пять номеров "СФ". Первые три имели обложку, нарисованную
самим редактором, однако, начиная с четвертого номера, я предпочел использовать
работы более талантливых художников, к коим, несомненно, принадлежит и
Александр Шленков. Четвертый и пятый номера за 2000 год.┘ Как мне кажется,
это был период наивысшего расцвета "СФ" количество страниц приближалось
к двадцати, и почти все материалы принадлежали клубным авторам как раз
то, о чем ваш покорный слуга так долго мечтал.
С 2001 года началась новая нумерация, основанная не на годе, а на столетии.
Однако в XXI веке появилось всего три номера, и в последнем из них сообщалось,
что редактор уходит на военную службу. Все попытки издавать журнал "в
изгнании" провалились и не из-за отсутствия технических возможностей
(они-то как раз были), а из-за глубокого творческого кризиса, вызванного
сменой обстановки, рода занятий и интересов.
Сейчас я вновь приступаю к выпуску журнала, и тот, который вы сейчас читаете
четвертый в этом столетии, девятый от начала издания "Старый Фантагрыз".
Каким он станет, я еще не определил, но не думаю, что журнал сильно изменится,
разработанная три года назад концепция мне по-прежнему нравится. Что же
касается периодичности выхода в свет, то я принял наиболее простое решение
заботиться только о содержании журнала, ни о чем более, а сроки выпуска
будут теперь определяться только наличием достаточного количества материала.
Я по-прежнему готов к сотрудничеству, принимаю любые материалы (прозу,
стихи, рисунки, рецензии на книги и фильмы, на все, что имеет отношение
к фантастике и фантастам). Материалы принимаются в рукописной, печатной,
электронной форме, даже устно, если у вас нет другой возможности передать
их мне. Все, что может быть опубликовано, будет опубликовано. Имеющих
свежие идеи написания фантастических произведений приглашаю к соавторству
на страницах "Фантагрыза" и "СФ" уже увидело свет
немало совместно написанных рассказов, думаю, что эта добрая традиция
будет продолжена.
P.S. Прошу прощения у тех достойных деятелей
журналистики, чьи фото должны были быть по праву размещены в этой статье,
но не были размещены ввиду отсутствия их у автора.
БСА
|