Пивоварова Ольга. О Матрице
Чем талантливое произведение искусства отличается от неталантливого или просто бездарного? Тем, что оно интересно всем. В талантливом произведении люди разного возраста, профессии, пола, уровня культуры находят что-то интересное, важное для себя, то, что трогает не только мысли, но и душу. А если фильм, книга или картина продолжают волновать поколения и после смерти автора, то можно рассуждать об их ценности используя категорию ⌠гениальность■.

Не знаю, как насчёт гениальности, но ⌠Матрица■, безусловно, талантливое кино. ⌠По отзывам экспертов, этот фильм √ оригинальный коллаж боевых искусств, достойных ⌠Оскара■ спецэффектов и высокой философии, заимствованной из таких разных источников, как Платон, Библия и Белоснежка■ (цитата из Интернета). Поскольку, в оценке спецэффектов и уж тем более боевых искусств экспертом себя не считаю, остановимся на высокой философии. Ещё Платон высказал идею, которая потрясла современников великого грека, и волнует человечество до сих пор. Реален ли мир, в котором мы живём? А если это лишь слабое отражение того настоящего мира, который недоступен нашим примитивным органам и слабому уму. Создатели ⌠Матрицы■ прониклись идеями Платона и внесли свою лепту в решение одной из вечных философских проблем. Кстати, братья Вачовски не исключение.

Глядя на современность, начинаешь понимать, что у Платона, которого считают основоположником идеализма, последователей гораздо больше, чем кажется. Современная цивилизация, крича на каждом углу о свободе и индивидуализме, на самом деле стремится к унификации, стандартизации всего и вся. И это логично, потому что мир, который создан машинами, не может быть не стандартным. Проблема в том, что этот стандартный, скучный мир преподносится, как лучший из миров. Иногда общество идёт на хитрость и даёт возможность индивидуальности проявить себя. Например, серёжка в ухе, татуировка, хвостик вместо традиционной стрижки или шикарная блондинка в сексуальном красном платье на фоне серой, скучно одетой толпы. Но вскоре эти проявления индивидуальности (своеобразный бунт против стандартов общества) становятся стандартами для определённых групп (хакеров, геев, богемы и так далее)

Эту реальность общества, в котором царит стандарт братья Вачовски переносят в фильм, чуть приукрашивают и утрируют, создавая фантастический, а, в общем и целом, вполне реалистичный образ современного нам общества.

Именно поэтому я люблю фантастику. Для меня это реальность, но показанная под определённым углом зрения, что позволяет отсечь всё второстепенное и сосредоточится на главном.

Итак, должен ли человек жить в мире стандартов (иллюзий, согласно Платону), где есть всё, или необходимо этот мир разрушить? Вот вопрос, на который ищут ответ режиссёры и актёры ⌠Матрицы■.

Символом мира стандартов в фильме выступает мистер Смит (Хьюго Уивинг): стандартная внешность, стандартная речь. Это образ нашего общества и как это не неприятно, Мистер Смит √ это мы, а Нео √ бомба, готовая разрушить наш уютный мир, в котором всё понятно, правильно и привычно. Готовы ли мы к этому? Симпатии зрителей во время просмотра фильма на стороне Нео и его друзей, а мистер Смит √ герой явно отрицательный. Но в реальной жизни, боюсь, всё будет наоборот. Никому не хочется терять свой дом с привычными вещами, рушить веками устоявшийся уклад во имя жуткой, неустроенной реальности, в которой вместо удобной и красивой одежды √ дырявые свитера, вместо вкусной еды √ жидкая баланда, а вместо комфортабельного жилища √ странная железная конструкция гибрид научной лаборатории, общежития и квартиры холостяка.

Ещё одной сложной проблемой, которую поднимают братья Вачовски, это взаимоотношения человека и машины. В фильме, точнее за пределами разыгранной истории человек создал ИИ (искусственный интеллект), который, в свою очередь, уничтожил человечество. Уцелевшие одиночки ведут борьбу, которая заканчивается созданием некоего симбиоза машины и человека. Нео, становясь Избранным, способен, находясь в виртуальном пространстве, внутри программы, менять её по собственному желанию.

Встаёт вопрос √ это фантастика или приукрашенная реальность. Скорее второе. Уже сейчас мы окружили себя механизмами, умными машинами, которые определяют нашу жизнь. И не надо улыбаться. Вспомните, какой ужасной становится ваша жизнь, когда отключают электричество, или просто перестаёт работать телефон или телевизор. А многочисленные обучающие компьютерные программы, существующие в реальности. Они конечно не так эффективны, как те, с помощью которых Нео изучал приёмы рукопашного боя, а Тринити √ искусство вождения вертолёта, но они существуют. Разница лишь в том, что в реальности, мы только начали проходить этот путь, а братья Вачовски показывают его логическое завершение. Если это один из вариантов развития человечества, то насколько он хорош для нас?

Даже после того, как Нео становится сверхчеловеком (Избранным), реальность не изменяется. Да об этом никто и не думает. Все усилия героев фильма направлены на преобразование виртуального пространства и своих способностей в нём. И здесь возникает любопытная вещь. Если при решении первой философской проблемы мистер Смит и Нео антагонисты, нерпимиримые враги, то в данном случае они соратники. Мистер Смит мечтает вернуться в чистый мир абстракции без дешёвых декораций, отражающих жизнь уже не существующего человечества, Нео и его друзья, в принципе, стремятся к этому же. Получается, что авторы фильма и их положительные герои сражаются за будущее, в котором реальность будет подчинена виртуальности. А чем виртуальность в данном контексте отличается от иллюзии. Усилия Нео, Тринити, Морфиуса и иже с ними направлены на преобразование иллюзорного мира. Это, с одной стороны, гораздо проще, чем преобразование реального мира, а с другой, бесцельно, так как в грубой материальной реальности ты всё-равно останешься слабым плохо одетым и полуголодным фантазёром, которого привязали к креслу внутри железной коробки.

Вернёмся к цитате из Интернета о том, что идеи ⌠Матрицы■ заимствованы из многих источников, в том числе и из Библии. Голливуд любит цитировать Священное писание в самых неожиданных местах, но всегда со сногосшибательным эффектом. Вспомните легендарного Терминатора. Параллели главной героини, спасающей мир и своего сына с историей Богоматери и юного Христа очевидны. В ⌠Матрице■ перед нами другой евангельский сюжет. Морфиус √ Иоанн Креститель, приввлекающий к новой вере, ждущий избранника, сына Божьего. Метаморфозы, происходящие с Томасом Андерсом, который превращается сначала в Нео, а затем ввв Избранного, чья цель спасти мир. В ⌠Матрице √2■ это становится ещё более очевидно. Кстати, сами режиссёры не отрицали параллелей с евангельскими сюжетами. Фильм задумывался, как трилогия: рождение √ жизнь √ смерть.

Логично, что в ⌠Матрице-2■ возникает ещё один вечный вопрос: свободен человек или нет. К середине фильма выяясняяется позиция авторов. Человечество, которое представлено в ⌠Матрице■ жителями свободного Зиона, в массе своей никакой волей и правом принимать решения не обладают. Вездесущая Матрица контролирует горожан точно так же, как тех несчастных, которые наслаждаются жизнью в баках с питательной жидкостью. Лишь Избранный, проходя через муки и страдания, может добиться права на истинную свободу. Является ли Нео свободным человеком? Хитрецы Вачовски не говорят ни да, ни нет. Они отправляют главного героя в кому, предоставив право пессимистам и оптимистам по-своему ответить на этот вопрос или дождаться выхода на экраны ⌠Матрицы-3■.

Многие детали фильма напоминают о мире иллюзий. Чего стоят имена героев. Морфиус от Морфея греческого бога сновидений, который является людям в разных образах, Пифия √ жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. А фраза ⌠Следуй за кроликом■ явно отсылает зрителя к знаменитой ⌠Алисе в стране чудес■, которая именно через кроличью нору попала в необычный мир. Ещё забавней игра с именами становится в ⌠Матрице-2■. Корабль Морфиуса ⌠Навуходоносор■ заставляет вспомнить легендарного царя древнего Востока, известного свим могуществом и богатством, ему приписывают сооружение Вавилонской башни и садов Семирамиды. Совместив это с интерьерами корабля, начинаешь тихнько хихикать. Авторам нравится противопоставлять античный мир и мир варваров. Соперником Морфиуса явяляется Локки. Братья Вачаовски в этой истории отдают предпочтение древним грекам. Ниоба, явно пренебрегает Локки в пользу Морфиуса, так сказать, старая любовь не ржавеет. С женскими именами авторы тоже повеселились вовсю. Ниоба, которая в греческом мифе из-за гордости лишается всех своих детей, Персефона, похищенная владыкой царства мёртвых Аидом, несчастная вынуждена полгода жить с ним окружённая всякой нечистью. Повеселившись с мифологией, сценаристы отдали дань уважения и Востоку. Ключник, из-за которого идёт нешуточное сражение, китаец, верный заветам Конфуция, как настоящий благородный муж (цзюн-цзы) готов умереть после того, как исполнит свой долг.

Что говорить. Авторы фильма оказались людьми образованными и остроумными. Фильмы получились с двойным, а то и с тройным дном. Смотреть их любопытно, приятно, иногда весело.

(c) Пивоварова О.Г., 2003

BACK

Произведения | Публикации | Хроники заседаний | Статьи | Фотохроники | Худ. галлерея | Контакты | Повестки заседаний КЛФ | Пресса о нас | Гостевая книга

copyright (c) MacK, 2003