Как вы уже, наверное, знаете, побывали мы с БСА в Суздале. Ежели не знаете, то посмотрите соответствующий пост Великого и Ужасного, в коем Он рассказал обо всяком суздальском экстерьере.
Я же сейчас поведаю вам об интерьерах.
К интерьерам относятся, во-первых, музей в архиерейских палатах, а во-вторых, собор с сине-звёздчатыми маковками (который не помню, как называется, и не хочу запоминать).
Проникнув в палаты, мы нашли кассу, и взяли билеты в оба два объекта (при деньгах были). Билет в музей стоил 250 рублей, а в собор можно было проникнуть за 100. В цену музейного билета входила и выставка старинной русской живописи.
Бросив взгляд на часы (ибо нас предупредили, что все объекты работают до шести, после чего наши билеты превратятся в тыкву), мы приступили к осмотру.
Сначала шла, так называемая, «детская секция». Две комнаты, из которых интерес представляет вторая, в которой оборудован дореволюционный школьный кабинет.
Всё как положено: парты, лапти, псевдокеросиновые лампы, портреты классиков. Ещё имелась карта полушарий с «ятями», икона в углу, и портрет мордато-бородатого императора в районе доски. В целом, всё было так миленько и симпатичненько… до тех пор, пока в одном из углов помещения не обнаружилось ЭТО!
Чтобы вам было понятней, я увеличу пару фрагментов.
ДА! Это он! Сушёный горох собственной персоной!
ДА! Это они! И я не о кастрюле с ковшиком! Нет! Я об этих милых прутиках в горшочке! Как вы уже догадались, это совсем не икебана. Это не для украшения, это для воспитания!
В целом этот уголок сделал мне всё настроение от данной… м-м-м… инсталляции. Инсталляция, кстати, частично интерактивна. Нам предложили посидеть за партой, но мы вежливо отказались. Встать коленками на горох, или отведать розог нам, к счастью, не предложили.
В приподнятом настроении мы устремились дальше.
И оказались собственно в палатах. Вернее в главном зале.
Для своего времени зал был едва ли не уникален своими размерами. Делались, конечно, и большие помещения, но в них потолок опирался на колонны. Здесь же основная фишечка именно в их (колонн) отсутствии. Когда архиерей стал не «архи», этот зал разделили на два этажа (высота позволяла), и нарезали комнатушек. При последующей реконструкции всё это безобразие убрали, и восстановили всё как положено, включая пол из «дубовых кирпичей». Долой басурманское слово «паркет», даёшь наши «дубовые кирпичи».
Среди прочего были восстановлены две, неземной красоты, печи с изразцами.
Синяя.
И красная. Во-о-он там в углу, возле БСА. Также в наличии прочие архиерейские принадлежности. Особенно удалось кресло. Жоре Мартину и не снилось! Сундучки в нишах окон, эта ваще!
Далее начиналась собственно экспозиция с обломками камней, осколками стекла и керамики, и металлическими предметами разной степени ржавости, вполне обычными для подобного рода заведений. Представлю вам кое что, показавшееся мне наиболее интересным (как-то так получилось, что в основном всё интересное связано с едой).
Но сначала не про еду. Сначала про иорданскую сень.
Вотъ она. По сути это есть передвижная сборно-разборная часовенка, устанавливавшаяся на Крещение над иорданью. В ней, с особой торжественностью и совершался обряд освящения воды в ближайшей реке. Очень удобно, а главное многоразово. Кончился праздник — разобрали, унесли. Через год поставили опять. Образец 19-го века. Натуральный и жутко редкий.
А теперь про питание.
Чрезвычайно порадовала перламутровая ложка, из отполированной раковины перловицы. Данный двустворчатый моллюск весьма обычен для наших водоёмов, но идея делать из него ложки мне в голову не приходила (при всей её очевидности).
Я вот тут вырезал покрупнее, чтобы были более заметны, характерные для перламутра, радужные переливы.
Вы уже прочитали бумажечку в витрине? Да. Вот такие предметы церковной утвари. Золотые блюда, перламутровые ложки. А если блюда не золотые…
то серебряные. Скромненько так. Кстати, видите в правом верхнем уголке витрины плёночка с текстом наклеена? Щас я её вам перепечатаю, чтобы вы глаз не сломали.
«Роспись яствам в столы на праздник Покрова. XVII в.
Икра, вязига, щуки паровые, стерлядь, лещь паровой облый, язь паровой, лещ паровой, оладьи, уха щучья, пирог разсольный, уха плотичья, пирог-звезды со стерлядиною, уха стерляжья, пирог селедка, уха окуневая, пирог-звезды с щучиною, уха язевая, пироги долгие, карасцы, стерлядь под взваром, щука под разсолом, лещь под разсолом, щука-колодка, окунь разсольный, белужина».
У С. Писахова есть такой рассказик «Как купчиха постничала». Рекомендую к ознакомлению. Прочие его рассказы тоже!
Идём дальше.
Пряничные доски. Понравилось!
Тут у на два блюда. То, что слева малоинтересно. Его суздальское дворянство подарило Николаю II в 1913 году. А вот правое…
«Блюдо Суздальского огородного общества. 1913 г. На декоративном юбилейном блюде изображены главные местные огородные культуры — лук, хрен и огурец».
Ну и самовар на курьих ножках понравился.
В начищенном боку можно наблюдать отражение, присевшего на корточки, фотографа.
Далее мы быстренько посетили старинную живопись. Попялившись на иконы разных размеров и сохранности, мы посмотрели на часы, и стремительным домкратом метнулись в собор. В соборе нам анонсировали те же самые иконы, но в виде уникального, чудом сохранившегося, абсолютно натурального пятиярусного иконостаса. Такое пропустить было нельзя!
Миновав строгую вахтёршу, мы вошли в собор, и… далее комментарии излишни.
Это смотрится круто, даже после Спаса на Крови, посещённого мною о прошлом лете.
Вот так. А потом мы пошли жрать, ибо пища духовная не способна заменить собою хлеб насущный!
…Стремительный домкрат… Утирал скупые, обильные слёзы.
(смущённо) Ну… вообще-то это не я придумал. Это мем такой.
Очень, очень хороший репортаж. Точный и правдивый. И фраза «А потом мы пошли жрать» как нельзя более точно передаёт то, чем мы занялись после музея. Я, например, тазик салата съел — это помимо всего прочего.
А я, пусть и не тазик, но баночку :)
Правда фотки, подтверждающей это, у меня нету. Видимо, не скоро ещё стану я Настоящим Блоггером.
Учитывая, что у вас даже нету блога — таки да, не скоро :)
Прекрасно! Храм так и вовсе бесподобен. Был во многих, но даже на фото поражает.!Фотографу отдельное мерси.